Антониони Микеланджело – Великие имена Skip to content

Антониони Микеланджело

Несколько десятилетий назад, когда весь мир еще не оккупировали американские боевики и ужастики, зрители с нетерпением ждали новые фильмы итальянских режиссеров и вместе с героями переживали не всегда понятные им психологические драмы. Эти фильмы были совсем не похожи на те, которые снимали советские режиссеры, и только специалисты да самые заядлые поклонники кино знали, что в европейском киноискусстве существуют такие направления, как «новая волна» и «неореализм», представители которого и снимают это новое кино. 80″ 263Антониони-Микеланджело3 Антониони Микеланджело В 1964 году появилась книга Айвора Монтегю «Мир кино», посвященная истории кино, в которой автор называет многие работы французских и итальянских режиссеров экспериментами. Пытаясь раскрыть внутренний мир своих героев, авторы картин помещали их в богатые особняки и дворцовые залы, подчеркивая тем самым призрачность надежд, что богатство защищает человека от проблем.

Понимая, что массовый зритель может и не воспринять такие тонкие психологические материи, и чтобы подороже «продать» картины, авторы насыщали их эротическими сценами или сногсшибательными драками и погонями. Такая оценка кажется несколько упрощенной.

Но она верна по своей сути. И что самое интересное, данная характеристика полностью объясняет творческую манеру М.Антониони, одного из самых известных итальянских режиссеров, мастера тонкой психологической характеристики, который и в самом деле любил изображать в своих картинах представителей привилегированных классов и при этом не чуждался откровенных физиологических сцен. Творческое становление Антониони как режиссера пришлось на годы войны и послевоенное десятилетие.

Позже писателей и режиссеров этого времени стали называть неореалистами, мастерами, которые пытались предложить совершенно новые приемы изображения действительности. Они стремились отражать жизнь такой, какая она есть.

Среди близких Антониони по духу и некоторым изобразительным приемам режиссеров можно назвать Ф.Феллини. Не случайно, что в начале пятидесятых годов Антониони станет одним из авторов сценария картины «Белый шейх», а Феллини будет ее режиссером. Путь Антониони в мир кино был достаточно долгим.

Будущий режиссер родился в Ферраре. Его родители были вполне обеспеченными людьми, но, как позже признавал сам режиссер, «выбились благодаря тяжкому труду». Чтобы их сын не испытывал такую же нужду, они постарались дать ему хорошее образование.

В 1935 году Ми-келанджело закончил Высшую школу экономики и коммерции при университете в Болонье и получил специальность, которая открывала перед ним блестящую деловую карьеру. Но бизнес его совсем не интересовал.

В 1939 году он отправился в Рим, где стал кино- и театральным критиком, а с 1942 года начал писать и собственные сценарии. Примерно в это же время, в сороковые годы, он пытается освоить режиссуру и работает помощником режиссера, посещая одновременно занятия в кинематографическом центре.

В 1942 году Антониони прошел своеобразную практику, работая в качестве режиссера-стажера на съемках фильма «Вечерние посетители» у известного режиссера Марселя Карне. 79″ 330Антониони-Микеланджело2 Антониони Микеланджело Свой самостоятельный путь в кинематографе Антониони начал как документалист, приступив в 1943 году к съемкам фильма по собственному сценарию «Люди реки По». Правда, закончить этот фильм ему удалось лишь в 1947 году.

Но зато потом за сравнительно короткий период, с 1947 по 1950 год, он сумел выпустить шесть короткометражных фильмов — «Служба очистки улиц», «Суеверие», «Семь тростей, один костюм», «Дом уродов» и другие. Однако Антониони было тесно в рамках документального кино.

Его изобразительные средства не позволяли режиссеру выразить волнующие его проблемы — взаимоотношения между людьми, поиски своего места в жизни и губительность трагического одиночества. Именно эти проблемы режиссер и отражал в своем творчестве, начиная с первого полнометражного фильма — «Хроника любви», который снял в 1950 году. Появившиеся через десять лет фильмы Антониони « Приключение» и «Ночь» стали как бы продолжением «Хроники любви» и составили вместе с этим фильмом своеобразную трилогию.

Два последних фильма получили специальный приз международного кинофестиваля в Каннах и главный приз международного кинофестиваля в Западном Берлине. Исследование современной действительности Антониони продолжил и в следующих своих фильмах — «Побежденные»(1950) о судьбе подростков в послевоенное время, новелле для фильма «Любовь в городе»(1953) и в «Подру-гах»(1955). Постепенно и последовательно Антониони начинает проявлять себя как тонкий режиссер-психолог: не случайно его фильм «Подруги» был удостоен премии на международном фестивале в Венеции.

Столь плодотворное и очень важное в творческом развитии режиссера десятилетие замыкает фильм 1957 года «Отчаяние». Творчество этого периода дало основание критикам назвать Антониони режиссером, который представил на суд зрителей «новое чувство реальности» .

78″ 330Антониони-Микеланджело Антониони Микеланджело Однако критики не заметили самого важного: к тому времени Антониони уже обрел свой собственный стиль, который выражался в суховатой манере повествования и минимальном использовании выразительных средств. В картинах Антониони отсутствовал ярко выраженный сюжет, а самые важные моменты он передавал игрой черного и белого цвета. Все эти особенности были отмечены критикой уже потом, а пока к режиссеру не только не хотели прислушаться, но недосуг было и пристально вглядеться в его картины.

Поэтому поворотным периодом в судьбе Антониони считаются шестидесятые годы. Возможно, это произошло благодаря великолепной актрисе и очень красивой женщине Монике Витти, при встрече с которой режиссер сказал: «Вот то, что я искал».

Антониони снимал Монику в своих фильмах, они прожили вместе десять лет, но так и не поженились. Режиссер и его любимая актриса не хотели обременять себя семейными узами, хотя и после разрыва поддерживали дружеские отношения и даже проживали на одной лестничной площадке. Известно, что в фильмах каждого режиссера так или иначе проявляется его характер.

У Антониони это особенно заметно. Для его стилевой манеры характерна своеобразная отстраненность. Режиссер как бы наблюдает за актером со стороны, фиксируя мельчайшие, даже, на первый взгляд, ничтожные его движения.

Поэтому он часто ставит камеру на тележку, чтобы не прерывать эпизод. Антониони также никогда не делает дублей, считая, что при повторении даже игра первоклассных актеров теряет свою непосредственность. Такой режиссерский метод, конечно, требовал от актера огромной самоотдачи, на которую был способен не каждый.

Еще одной отличительной особенностью творчества Антониони является то, что его фильмы во многом напоминают документ. Так, в частности, его картина «Профессия — репортер», которая снята как соединение философской притчи и политического детектива, смотрится как увлекательная документальная лента.

81″ 330Антониони-Микеланджело4 Антониони Микеланджело Ее герой — журналист, который волей обстоятельств оказывается в центре искусно закрученной интриги и вовлечен в махинации торговцев оружием, — гибнет, потому что не может определить своей позиции и пытается остаться «над схваткой». Так режиссер как бы заканчивает тот разговор, который он начал в картинах «Приключение» и «Ночь». Там он также показал героев, которые достигают успеха, но погибают, потому что теряют цель жизни.

Многие считают, что Антониони удавалось в каждом своем фильме открывать новых актеров. Так, среди лучших работ Алена Делона называют роль биржевого маклера Пьеро в фильме «Затмение» Антониони.

Открытием Антониони стала и Моника Витти, талант которой раскрылся именно в фильмах этого режиссера. Возможно, это удается Антониони потому, что он стремится максимально приспособить сценарий к манере игры конкретного актера. И все-таки Антониони чаще всего отдает предпочтение тем актерам, которых он уже снимал и знает их возможности.

По сравнению с другими режиссерами Антониони оказался не таким плодовитым и снял гораздо меньше фильмов, но большинство из них удостаивались различных премий на международных фестивалях. Любопытен и другой факт: его картины практически не шли в Америке.

И тем не менее в 1994 году Антониони был удостоен премии «Оскар» за выдающуюся кинематографическую деятельность.