Ахеджакова Лия Меджидовна – Великие имена Skip to content

Ахеджакова Лия Меджидовна

Когда Ахеджакова появляется на артистических мероприятиях, в телепередачах или дает интервью, она производит впечатление хрупкого и беззащитного существа. Но, вероятно, в ней заключена особая внутренняя энергия, поскольку она сумела выстоять в очень сложных обстоятельствах, сохранив свой внутренний мир. О себе актриса всегда говорит с известной долей иронии и как бы занимает оборонительную позицию. Судьбу Ахеджаковой можно считать характерной для нашего времени. Она родилась в Днепропетровске.

Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра, мать работала в этом же театре актрисой. 85″ 330Ахеджакова-Лия-Меджидовна Ахеджакова Лия Меджидовна В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом.

Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Золотая медаль давала ей право поступить без экзаменов куда угодно, где не было творческого конкурса. Ахеджакова воспользовалась этим и поступила в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года.

Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это ей нравилось больше, чем учеба в институте, поскольку техническая специальность ее не привлекала. В конце концов она решила все бросить и уехала в Майкоп.

Второе покорение Москвы произошло чуть позже, когда Ахеджакова стала студенткой адыгейской группы ГИТИСа, который и закончила в 1962 году. Одновременно с учебой она с 1961 года стала играть в Московском театре юного зрителя, поскольку сама ее внешность располагала именно к детским ролям. Она стала интересной актрисой травести.

Одно из интервью с Ахеджаковой даже называлось «Я мечтала быть Джульеттой, но об этом не могло быть и речи…» С 1973 года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях.

Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах режиссера Э.Рязанова. Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой.

Уже первая роль — Тани в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром» — была замечена критикой и зрителями. В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии. За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини.

87″ 330Ахеджакова-Лия-Меджидовна3 Ахеджакова Лия Меджидовна Потом была секретарша Верочка в «Служебном романе», который вышел на экраны в 1977 году, где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши до сих пор контрастирует с теми ролями, которые были у нее до этой картины.

Конечно, Рязанов использовал и яркие природные данные Ахеджаковой: ведь она прежде всего характерная актриса, хотя может существовать в другом времени и пространстве, что в полной мере продемонстрировала в фильме 1980 года «О бедном гусаре замолвите слово». Но режиссер заставил Ахеджакову показать, что она не только камерная комедийная или характерная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием.

Этот ее талант раскрылся в фильмах Э.Рязанова «Гараж», где Ахеджакова снялась в роли Малаевой, и «Небеса обетованные», где она сыграла роль Фимы. Интересно, что знакомые и друзья часто считают многие роли Ахеджаковой просто неудачными, вместе с тем именно за одну из таких «провальных ролей» нищенки-интеллигентки в фильме «Небеса обетованные» она получила «Нику-91» в номинации за лучшую женскую роль второго плана. Сама Ахеджакова считает себя прежде всего театральной актрисой.

Она круто изменила свою судьбу, когда с 1977 года начала играть в театре «Современник». Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго, хотя и перешла она в этот театр по протекции режиссера В.Фокина. И здесь в ее судьбу вмешался случай.

Сначала Р.Виктюк поставил для нее «Коломбину». Эта роль переменила судьбу Ахеджаковой и продлила ее сценическую жизнь. Десять лет режиссер и актриса были вместе, но «звездная болезнь» партнера разъединила их. И хотя актрисе больше присуще милосердие, она, пройдя через этот тяжелый для нее разрыв, научилась быть агрессивной и нетерпимой к недостаткам.

Довольно сложно складываются у Ахеджаковой отношения с главным режиссером театра «Современник» Галиной Волчек. Актриса считает своей творческой удачей уже одно то, что режиссер дает ей роли. Просить и требовать не в ее характере, она готова это сделать лишь в том случае, если ее к этому вынудят какие-то чрезвычайные обстоятельства.

Как это произошло однажды, когда понадобилось искать поддержку жены президента Наины Ельциной, чтобы озвучить фильм «Вино из одуванчиков», в котором в последний раз снимался И.Смоктуновский. Для самой Ахеджаковой этот фильм тоже пока является последним.

После него она еще ни разу не появилась на съемочной площадке и все свое время отдает театру. Однако, несмотря на помощь Н.Ельциной, денег все равно не хватило, и фильм так пока и не вышел на экраны.

Иногда актрису пытаются привлечь на свою сторону различные политические группы. Однако она не любит заниматься политикой и не считает себя общественным деятелем.

По гороскопу она Рак, поэтому должна быть домашним человеком. Ахеджакова не отрицает, что больше всего любит готовить и угощать своих друзей.

Лучше всего ей удается украинский борщ. Но вернемся все-таки к ее основному занятию.

В 1996 году молодой уральский драматург Н.Коляда специально для нее написал пьесу, по которой в театре «Современник» поставили спектакль «Мы едем, едем, едем», где Ахеджакова исполнила роль «челночницы». Она считает, что «мы все постарели и осмысливаем нашу жизнь в театре». 86″ 307Ахеджакова-Лия-Меджидовна2 Ахеджакова Лия Меджидовна Вероятно, поэтому для зрителей оказались совершенно непривычными и необычайно яркие декорации и костюмы, а также крик Ахеджаковой на сцене.

Спектакль рассчитан на трех актрис — Ахеджакову (в другом составе Е.Яковлеву), Г.Петрову и А.Леонтьеву. Получается так, что талант Ахеджаковой лучше всего раскрывается в своеобразном творческом соревновании.

Вспомним, что и в фильмах Рязанова она не теряется среди плеяды замечательных артистов — А.Фрейндлих, В.Гафта, О.Басилашвили, А.Мягкова. Не случайно Ахеджакова специально подчеркивает, что работа для нее всегда стояла на первом месте, хотя и считает, что театр — это террариум единомышленников. Ахеджакова живет в напряженном и суматошном ритме, что называется, на износ, и часто повторяет, что для нее важен сегодняшний день, а не вчерашний или завтрашний.