Быков Ролан Анатольевич – Великие имена Skip to content

Быков Ролан Анатольевич

В какой бы роли и в каком бы гриме Ролан Быков ни появлялся в кино или на сцене, зрители всегда легко узнают его, даже если он просто промелькнет в каком-то эпизоде. Актеру хватает таланта и мастерства, чтобы сыграть любую роль, но эпизод и короткие, острохарактерные роли — это его стихия. Он — мастер эпизода и может так обыграть крошечную, незатейливую ситуацию, что именно она и запоминается больше всего.

И тем не менее Ролан Быков относится к числу универсальных актеров. Чтобы удостовериться в этом, достаточно назвать только некоторые из того множества ролей, что довелось ему сыграть: Акакий Акакиевич, Бармалей, скоморох, Александр Чехов, лысый император, сэр Вильям, клоун Фред, кот Базилио, отец Федор, домовой Шишок.

Кажется также, что не осталось ни одной профессии, которую он бы не сыграл в кино или в театре. Зрители встречались с Роландом Быковым в роли адвоката и военного дирижера, милиционера и виноторговца, офицеров разных званий и разных государств. Он был и сумасшедшим, и правителем, начальником и подчиненным.

быков-ролан2Актеру приходилось играть сразу несколько ролей в одной и той же картине, причем не только разнохарактерных или разновозрастных, но даже мужских и женских. Так, в фильме «Внимание, черепаха!» он сыграл Диденко и бабушку Манукян, в «Автомобиле, скрипке и собаке Кляксе» у него сразу четыре роли — Музыканта, JIeoнида Ломакина, бабки Марьи Федоровны и дирижера, в «Приключениях Али-Бабы и сорока разбойников» — правителя и Абу-Хасана.

Все это роли комедийные, однако талант Быкова с не меньшей силой проявляется и в других образах: его герои способны переживать глубокую психологическую драму, всем своим обликом душевной мудрости или наивности подчеркивая трагичность ситуации. Таковы герои Ролана Быкова — Ефим Магазанников в фильме «Комиссар» и красноармеец в картине «Служили два товарища», причем и в том и в другом фильме совершенно меняется вся пластика его игры. Такое же превращение происходит с актером и в роли командира партизанского отряда в картине А.Германа «Проверка на дорогах».

Ролан Быков обладает выдающимся и очень своеобразным актерским талантом. Одни актеры вживаются в роли и приспосабливают их под свой характер, другие, наоборот, полностью перевоплощаются в своих героев, как бы растворяются в их судьбах. Ролан Быков свои роли играет.

Он и соглашается только на те роли, в которых видит возможность для игры и для полного самовыражения. Причем для каждого эпизода он старается придумать какие-то новые примечательные оттенки, будь то реплика, жест или поза.

Некоторые фразы его героев вошли в разговорный обиход и уже давно стали афоризмами. Вспомните, например, как часто мы все повторяем такие фразы: «Какое небо голубое!

» или «Нормальные герои всегда идут в обход!», а ведь их автор не кто иной, как Ролан Быков. Играть в паре с Быковым сложно и в то же время просто.

Сложно потому, что его игра сама собой требует от партнера такой же полной самоотдачи. Но если такое счастливое совпадение произошло, то лучшего партнера, чем Ролан Быков, не найти.

Он великолепно чувствует партнера, подыгрывает ему, сам оставаясь как бы на заднем плане. Быков вполне органичен и с лаконичным Олегом Янковским в фильме «Служили два товарища» , и с трагедийно напряженной Нонной Мордюковой в картине «Комиссар».

Какое-то особое изящество пронизывает его дуэт с женой, актрисой Е.Санаевой, в фильме «Приключения Бура-тино». Они даже поют вместе две песни, которые уже давно стали шлягерами: «Какое небо голубое…

» и «В стране дураков». Сам себя Быков называет везучим человеком и объясняет это так. В семнадцать лет кончил школу, в двадцать один — институт, в двадцать шесть лет организовал свой театр, в двадцать восемь назначен главным режиссером, в тридцать ушел в кино и вскоре стал известен широкому зрителю.

Однако он умалчивает о том, что каждый раз ему приходилось пробиваться и начинать все заново. быков-роланТеатр вошел в его жизнь еще в школе, когда он начал заниматься в студии Дома пионеров.

Поэтому он не колебался с выбором профессии. И тут его ждало серьезное испытание. После окончания школы Быков последовательно проваливался на экзаменах сначала в Школу-студию МХАТ, затем во ВГИК, а в ГИТИСе прошел только первый тур. Отборочные комиссии как-то плохо представляли себе актера с таким своеобразным лицом, да к тому же еще и маленького роста.

Поступление в Театральное училище им.Щукина стало его последним шансом. Быкову удалось доказать отборочной комиссии, что актерами могут быть не только высокие парни с красивой внешностью.

А дальше началась учеба сразу у нескольких преподавателей, поскольку в Вахтанговском (как чаще всего называют это училище) не было системы классов и студенты занимались поочередно у Рубена и Евгения Симоновых, Цецилии Мансуровой, Владимира Москвина, В.Шлезингера. Быкову приходилось нелегко: ведь он поставил себе цель учиться только на отлично.

За все годы учебы Ролан так и не получил ни одной четверки, поскольку ему нужна была повышенная стипендия. Мама болела, и он был кормильцем семьи.

Закончив в 1951 году Щукинское училище, Быков пришел в московский Театр юного зрителя, где и проработал до 1958 года. Молодой актер очень удачно вписался в творческий коллектив, который адресовал свои спектакли весьма своенравному зрителю — детям и подросткам.

Может быть, поэтому Ролан Быков так и любит игру — ведь именно дети воспринимают ее как естественное состояние. Некоторое время спустя Быков начинает осваивать и кинематограф.

Его игру в театре заметили и стали приглашать сниматься в кино. Правда, вначале это были небольшие роли. В 1954 году Быков появился на экране в роли реалиста в фильме «Школа мужества», на следующий год сыграл сразу две роли — Переца в «Педагогической поэме» и Беника в фильме «Пути и судьбы», а в 1958 году — Лакшина в картине «Это начиналось так». Еще не имея большого жизненного и актерского опыта, Быков в те годы практически играл самого себя, т.е. простого, ничем не примечательного паренька.

Но делал он это с необычайной жизненной достоверностью, поэтому каждый из его героев запоминался зрителю. Вместе с тем уже тогда актер утвердил за собой право играть и социальные типы, что в 1959 году блестяще доказал в образе Акакия Акакиевича.

Огромные лучистые глаза Быкова умели передать радость и страдание его героя. Слабый и нерешительный Акакий Акакиевич совершенно не соответствовал сильному и решительному характеру Быкова, однако актер сумел донести до зрителя правду об этом человеке и показал его трагедию так, как будто сам родился и жил в шинели несчастного чиновника. Чтобы сделать этот образ еще более выразительным, Быков сам придумал некоторые детали: как его Акакий Акакиевич, например, гладит свою шинель, и другие, благодаря которым зритель еще лучше запомнил его героя.

Хотя Быков запоминается в любой роли — и среди массовки, и крупным планом. Театральная карьера Ролана Быкова тоже складывалась вполне успешно. Правда, ему не всегда удавалось играть то, что хотелось, как это было, например, с ролью Пушкина, когда особо ретивые чиновники из Министерства культуры буквально запретили ему играть эту роль.

Однако такое случалось не часто, и в целом театральная судьба Быкова была вполне благополучной. Поэтому многие тогда не поняли, чем продиктовано внезапное решение Быкова стать режиссером и принять на себя ответственность за целый коллектив, тем более что он становился режиссером небольшого и мало кому известного Студенческого театра МГУ. Однако Быков редко менял свои решения и в течение двух лет, с 1957 по 1959 год, руководил этим коллективом, почти одновременно, с 1958 по 1960 год, выполняя обязанности главного режиссера театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде.

Но все-таки тяга к кино оказалась сильнее театра, и с 1960 года Ролан Быков перешел работать режиссером на киностудию «Мосфильм». С тех пор он сам ставил фильмы и продолжал сниматься.

128″ 550Семь-нянек Семь нянек Режиссерский дебют Быкова состоялся в 1962 году фильмом «Семь нянек». Хотя сценарий фильма был написан в расчете на то, что Быков будет не только снимать, но и сниматься, ради достоверности он «пожертвовал собой» и пригласил на главную роль молодого актера С.Морозова.

Однако именно в этом проявилось чутье режиссера Быкова и его дар режиссерского предвидения. Точно так же он впоследствии выведет в большой кинематограф известного театрального актера Зиновия Гердта, уступив ему свою роль Паников-ского в фильме «Двенадцать стульев». В жанре комедии была сделана и вторая картина — «Пропало лето», которую он снял в 1964 году с Н.Орловым.

Реализуя свои режиссерские пристрастия в жанре комедии, Быков одновременно снимается в других фильмах, где создает глубокие драматические образы. В эти годы с его участием вышли два фильма, которые стали достоянием истории кино. В 1965 году появился первый советский телесериал «Вызываем огонь на себя», где Быков сыграл роль полицая Тереха, а через два года — фильм Ю.Аскольдова «Комиссар», в котором актер выступил в дуэте с Н.Мордюковой.

Правда, тогда эту картину не пустили на экраны по идеологическим соображениям, и она получила свою заслуженную известность спустя годы. Несколько позже такая же судьба постигла и фильм «Проверка на дорогах».

«Насытившись» комедиями, Ролан Быков обратился к другой своей любимой теме. Он стал снимать фильмы для детей, которые, впрочем, с большим удовольствием смотрят и взрослые. Первым таким «детским» фильмом в творчестве Быкова стал его ^знаменитый «Айболит-66», который вот уже тридцать лет не сходит с экранов и доставляет массу наслаждения все новым и новым поколениям юных зрителей.

Для детей Быков снимает много и успешно; здесь пригодились его тяга к гротеску, эксцентрике, шаржу, подчеркнутой театральности и яркой зрелищности, когда действие преобладает над описанием. Теперь многие считают Быкова единственным режиссером, который лучше всех умеет обращаться с детьми-актерами и добивается того, что в его присутствии они чувствуют себя на съемочной площадке совершенно свободно и раскованно. Не случайно французы целый год подбирали актеров для дубляжа, поскольку боялись испортить оригинал фильма «Чучело», для съемок которого Быкову пришлось пересмотреть 17 тысяч кандидаток.

129″ 550Чучело Чучело Конечно, не все фильмы Быкова становились событием, но многие из них, даже двадцатилетней давности, зрители помнят до сих пор. В первую очередь среди них, конечно же, следует назвать «Телеграмму» (1969), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974), «Чучело» (1983), которые в свое время были удостоены престижных международных и отечественных премий. Желание Ролана Быкова посвятить себя детскому кино привело к тому, что с 1986 года он является художественным руководителем объединения «Юность» киностудии «Мосфильм», ас 1989 года — президентом Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества (ныне — Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества), членом Академии образования. Такую его активную общественную деятельность в свое время оценили по достоинству: режиссер получил премию Московского комсомола 1967 года за создание фильмов для детей и юношества.

Не осталась без внимания и актерская работа Ролана Быкова. Он был отмечен премией «Ника-88» за лучшую мужскую роль в фильме «Комиссар».

Универсальный талант Быкова проявляется не только в том, что в одном лице соединились замечательный актер и не менее замечательный режиссер. Как любой талантливый человек и как любая выдающаяся творческая личность, Ролан Быков талантлив во всем.

Он не боится упасть с высоты своей славы и снимает небольшие, но очень оригинальные сюжеты для киножурнала «Фитиль», причем выступает не только как режиссер-постановщик, но и как соавтор. Быков хорошо поет и любит петь, а в свободное от съемок время пишет стихи, рисует и даже умеет сочинять сказки.

Его стихи можно услышать в фильме «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев») режиссера А.Тарковского, где он сам их и читает.