Джотто Ди Бондонед – Великие имена Skip to content

Джотто Ди Бондонед

Чем больше времени проходит со дня смерти великого художника, тем больше его имя обрастает легендами и домыслами. Любопытно, что Дж.Вазари, выдающийся архитектор, живописец и теоретик искусства, в своих известных «Жизнеописаниях» сообщает о тех произведениях Джотто, которые до нас не дошли пли, по мнению современных специалистов, принадлежат совсем другим мастерам. Вот почему многие исследователи задают вопрос: существовал ли на самом деле Джотто и сохранилось ли его жи-иописное наследство?

244″ 536Джотто-Ди-Бондонед Джотто Ди Бондонед Легенды о художнике восходят еще к поре его отрочества. Рассказывают, например, что однажды в детстве он пас овец и с натуры нарисовал на гладкой и ровной скале овцу.

Проезжавший мимо известный живописец Чимабуэ, который жил в период начиная примерно с 1240-го и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской. В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы за мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год. Основным местом работы для Джотто стано-пится Флоренция.

Здесь живет его семья, тут он начал свою самостоятельную работу и здесь же провел последние два года жизни. Художник делил свое время между тремя городами: Ассизи, Флоренцией и Падуей, создавая в церквях этих городов фрески на религиозные сюжеты.

С его именем связан новый этап в развитии не только итальянского, но и всего европейского искусства. Он первым попытался отойти от канонов в изображении святых и воскресил традицию рисовать с натуры.

Сегодня полагают, что на одной из фресок ему удалось запечатлеть образ молодого Данте, создав один из немногих известных нам портретов великого поэта. Один из первых самостоятельных заказов Джотто — фрески в Капелле дель Арена (другое название современники дали ей по имени заказчика — Капелла Скровенья) в Падуе. Художник работал над ними с 1303 по 1306 год. Традиционный евангельский сюжет из жизни Христа и Марии Джотто превратил в живой рассказ о своих современниках.

Все 38 сцен взаимосвязаны и помогают раскрыть сложную внутреннюю жизнь его непростого времени. Одновременно в условной, аллегорической форме художник в своих работах говорит и о вечных проблемах: о добросердечии и взаимопонимании— «Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у золотых ворот», о коварстве и предательстве — «Поцелуй Иуды» и «Бичевание Христа», о глубине скорби, кротости, смирении и непреходящей материнской любви — «Оплакивание».

Подобного драматизма и внутренней значимости образов в то время живопись еще не знала. А ведь, казалось бы, Джотто расположил свои фрески по традиционной композиционной схеме, в три ряда, на глухой стене с освещением из пяти окон, находящихся на противоположной стороне.

Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», а на противоположной стене — сцена «Благовещение». Новаторство Джотто проявилось в смелом пос-троении пространства каждой фрески. Он откалывается от канонической перспективы и вводит трехмерное пространство, которое достигается посредством определенного расположения фигур различной величины на плоскости сцены, как это сделано, например, на фреске «Явление ангела святой Анне».

К этому добавляется необычайный, светлый, праздничный колорит. Объем прописан почти со скульптурной пластичностью, каждая из фигур имеет свое место на фреске. И сами фигуры уже не плоские, а объемные.

Любопытно, что, хотя Джотто еще не открыл законов перспективы, он вплотную подошел к решению этой проблемы. Ее решил другой скульптор, Донателло, создавший образы пророков для колокольни, построенной Джотто.

Ясность и четкость работ Джотто делают евангельские сюжеты доступными и понятными любому молящемуся, и недаром росписи капеллы позже стали называть «евангелием Джотто для неграмотных». Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья, в которой было восемь детей.

Работоспособность Джотто была уникальной. Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему. Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче; создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь. Во Флоренции он с 1334 года руководил строительством городских укреплений, а также главного городского собора Санта-Мария дель Фьоре.

Колокольня этого собора, которую он создал вместе со скульптором Андреа Пизано, украсившим фасад здания статуями, становится лучшей работой Джотто. Художник тщательно проработал всю будущую конструкцию собора, но закончить ее не успел.

И сегодня легкий силуэт колоколь-” ни, дополняющий величественное здание собора, остается выдающимся символом Флоренции. Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти. Полагают, что почти все флорентийские и большинство сиенских живописцев находились под его влиянием, а в Падуе живопись складывалась под влиянием так называемой флорентийской школы.

Косвенное влияние Джотто испытал и великий Микеланджело. Вот почему потомки благодарно назвали этого художника отцом итальянского Возрождения.