Гердт Зиновий Ефимович – Великие имена Skip to content

Гердт Зиновий Ефимович

В день юбилея Зиновия Ефимовича Гердта, который состоялся осенью 1996 года, все газеты, еженедельные журналы, телевидение и радио откликнулись на это знаменательное событие. Конечно, восемьдесят лет — возраст немалый, но почему этот юбилей стал праздником не только для самого Зиновия Гердта, но и для всей творческой интеллигенции, а также для многочисленных поклонников артиста? Ведь Зиновий Гердт не так уж часто снимался в кино, как, скажем, Армен Джигарханян, хотя у него тоже есть свои рекорды: он, например, провел 1500 представлений в «Необыкновенном концерте». Он никогда не был обладателем особо престижных премий, хотя отмечен наградами нескольких стран.

И все-таки его юбилей праздновали все, а многие артисты искренне гордились тем, что им посчастливилось работать вместе с Зиновием Гердтом. 166″ 236Гердт-Зиновий-Ефимович2 Гердт Зиновий Ефимович Пожалуй, главный секрет Гердта заключался в том, что он удивительным образом умел общаться с разными людьми, в том числе, конечно, и со своими коллегами по искусству.

Как заметил актер С.Юрский в своем слове на юбилее: «Голос Гердта был камертоном». Действительно, у Зиновия Ефимовича была особая аура, благодаря которой он умел по-особому влиять на людей, заставляя их самораскрываться, обнаруживая в себе самих то, что даже им было неизвестно.

Вот почему такой популярностью стал пользоваться « Чай-клуб », одна из самых молодых программ на ТВ-6, где Зиновий Ефимович в качестве хозяина принимал гостей, пил с ними чай и беседовал. Другой отличительной особенностью артиста было его огромное личное обаяние. В нем всегда сохранялось какое-то особое изящество и благородство, которое не позволяло ему жаловаться на бытовые проблемы, например, или какие-то личные неприятности.

Не случайно на обычный и в общем-то банальный вопрос: «Как дела?» — Гердт обычно отвечал: «Шикарно». Правда, если вспомнить, как все начиналось, можно поверить, что талант Зиновию Гердту был дан свыше.

Ведь его семья к искусству никакого отношения не имела. Родился он в небольшом городке Себеже.

Его отец, как обычно говорил Зиновий Ефимович, был правоверным евреем. Он занимался тем, что привозил из крупных городов товары для местных торговцев. Однажды в Москве его ограбили и украли все деньги.

С тех пор он почти всю жизнь выплачивал долги. Большую роль в воспитании Зиновия сыграла мать.

Она была женщиной музыкальной, хорошо пела и играла на рояле, хотя он у них был совсем недорогой, прямострунный. В небольшом городке, где родился будущий актер, был только школьный драматический кружок, в котором он и проводил все свое свободное время. Там впервые и проявились актерские способности Зиновия.

Когда он заканчивал школу, то директор записал в его аттестате: «Имеет склонность к драматической игре». Однако Зиновию Гердту пришлось пройти еще немалый путь, прежде чем он стал настоящим артистом. Юноша отправился в Москву и начал работать на заводе.

Потом поступил учиться в школу ФЗУ Московского электрозавода на слесаря-лекальщика и тогда же пришел в ТРАМ — театр рабочей молодежи. Через такие самодеятельные театры прошли тогда многие ставшие известными актеры.

С 1933 года, как раз тогда, когда там нанимался Зиновий Гердт, театром руководил будущий известный режиссер В.Плучек. Позже туда пришел молодой драматург А. Арбузов. Оче-нидно, это сыграло свою определенную роль в творческой судьбе молодого артиста.

Когда в студии Плучека-Арбузова поставили «Город на заре», Гердту предложили роль в этом спектакле, героями которого были молодые люди, современники начинающих актеров. Поэтому они как бы играли самих себя, дополняя образы своим личным опытом и переживаниями. 167″ 550Гердт-Зиновий-Ефимович3 Гердт Зиновий Ефимович В годы войны студия превратилась во фронтовой театр.

Примерно через полгода десять студийцев, и среди них Зиновий Гердт, подали заявление с просьбой направить их в действующую армию. Там Гердт провоевал чуть больше года.

I Геподалеку от Белгорода он был серьезно ранен в ногу, выдержал 11 операций, научился за четыре года виртуозно ходить на костылях и даже танцевать. Впоследствии некоторые даже дума-| ли, что хромота у Гердта врожденная, поскольку нртистнастолько искусно умел обыгрывать ее, что она казалась естественной. Но это было потом, а в госпитале Гердт испытывал настоящее отчаяние, думая, что ему придется навсегда расстаться со своей мечтой о театре.

Но однажды в госпи-; таль приехал кукольный театр, который Гердт ; тогда увидел впервые, и будущее показалось ему не таким уж трагическим. Он понял, что может стать артистом-кукольником.

Неважно, что со сцены будет теперь звучать только его голос. I Гердт пришел к Сергею Образцову, и тот сразу же взял его к себе в театр.

Первым спектаклем Зиновия Гердта стал всем известный «Маугли». Всего Гердт проработал в кукольном театре 36 лет. Вероятно, от матери он унаследовал непло- 1 хой певческий голос и феноменальную память.

I Рассказывают, что, когда театр выезжал на гастроли в другие страны, Гердт мог приехать за три дня до концерта и без особого напряжения выучить несколько страниц незнакомого текста на иностранном языке, транскрибированного русскими буквами. Однако знаменитым Гердта сделал все-таки его необыкновенный голос.

Не случайно одна из билетерш как-то сказала артисту: «Когда Вы играете, публика оживает». Голос привел Гердта и в кино.

Впервые ему довелось озвучивать голос историка за кадром в фильме «Фанфан-тюльпан», после чего артиста стали приглашать для озвучивания и других фильмов. Со временем он сам стал писать закадровые тексты и озвучивал их. Он читал текст «от автора» в фильмах «Девять дней одного года», «Зигзаг удачи» и во многих других. Постепенно у Гердта возникла и своя специализация: он чаще всего работал на озвучании французских и итальянских фильмов.

Именно его голосом заговорили по-русски Жан Габен, Тото. Зиновий Ефимович Гердт был настолько предан своей актерской профессии, что не отказывался ни от какой работы.

В последние годы с присущим ему артистизмом он озвучивал и рекламные ролики. Причем некоторые из них, как, например, реклама «Сникерса» с ее незамысловатой фразой: «съел — и порядок» — по мнению людей, хорошо знавших артиста, вполне соответствовала его внутреннему мироощущению. В шестидесятые годы началась бурная слава Гердта-киноактера.

Он снимался в основном в эпизодах, превращая их в яркое запоминающееся лрелшце. Не случайно, что люди сразу же узнавали Зиновия Гердта везде, где бы он ни появлялся. Первой его большой ролью в кино стал фокусник Кукушкин в одноименной картине II.Тодоровского.

За ней последовал образ Пани-ковского в картине М.Швейцера «Золотой теленок». Запомнились зрителям и эпизодические персонажи, которых блестяще сыграл Гердт, — Профессор из фильма «Печки-лавочки», Дедушка в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», Эйнштейн из фильма «Бегство мистера МакКинли ».

Зиновий Гердт много снимался и на телевидении. Он, в частности, создал запоминающийся образ Лейба в телевизионном фильме «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова», сыграл в многосерийной ленте «Место встречи изменить нельзя» и очень интересную роль старого актера в картине «Сказки…сказки…

сказки старого Арбата». Зиновий Гердт был необыкновенно добрым и щедрым человеком, он умел доставлять радость всем, но умел добиваться и того, что ему хотелось. Так случилось даже с его женитьбой.

Однажды он понял, что обязательно должен жениться на переводчице Татьяне, и женился на ней. Она стала главным человеком в их доме, умела создать уют, вкусно приготовить и принять гостей, а для Герд-та-хозяина оставалось общение с ними. Так их семья прославилась еще и своими вечерами, на которых Гердт, редкостный собеседник, с врожденным чувством юмора, просто блистал остроумием, удивляя гостей посвященными им и всегда неожиданными шарадами.

Гердт очень любил дружить домами. Долгие годы его связывала тесная дружба с семьей Райкиных, а для Константина он так и остался самым необыкновенным «дядей Зямой ». 165″ 550Гердт-Зиновий-Ефимович Гердт Зиновий Ефимович Зиновий Гердт отличался не только своей душевной щедростью и гостеприимством.

У него было много увлечений, среди которых особое место занимал русский язык. За свою жизнь он собрал много словарей, которые с удовольствием читал и сравнивал значения разных слов.

Казалось, что Гердт не просто в совершенстве владел русским языком, но и ощущал малейшую его интонацию. В детстве он говорил и писал на трех языках — идише, польском и русском. А со временем язык Гердта стал воплощением какого-то особого русского аристократизма.

Изящными казались не только язык и облик артиста, но и каждый его жест. Гердт был удивительно пластичен, а его взгляд, необыкновенно проникновенный, почему-то большей частью выражал состояние трагической иронии. До конца жизни Зиновий Гердт оставался оптимистом и признавался, что никак не ожидал дожить до такого удивительного времени.

Он продолжал работать и сохранил чувство необычайного интереса к окружающему миру. Предупреждая расспросы о самочувствии, он сам о себе часто иронически говорил: «Симулирую здоровье», хотя уже сильно болел и, конечно, чувствовал себя ужасно. Восьмидесятилетие стало последним праздником, который Зиновий Ефимович Гердт устроил для всех своих друзей и поклонников.

Старый артист принимал поздравления, улыбался и смотрел на своих гостей мудрым взглядом хорошо знающего жизнь человека. Вскоре после юбилея его не стало.