Ильинский Игорь Борисович – Великие имена Skip to content

Ильинский Игорь Борисович

Многие поколения зрителей были воспитаны на героях И.Ильинского, иногда даже и не подозревая об этом, поскольку знакомство с ним начиналось с мультфильмов и множества грампластинок с записями классических произведений. Ильинский относился к тем немногим актерам, для которых театр и кино были равнозначны. Он пришел на профессиональную сцену в 1918 году после окончания театральной студии, которой руководил Ф.Комиссаржевский, отец прославленной русской актрисы. В то время Ильинского рассматривали как комического актера, поскольку страсть к эксцентрике нередко заслоняла его драматическое дарование.

Возможно, поэтому в первое, десятилетие своего творчества Ильинский сменил несколько театральных коллективов, пока, наконец, не поступил в театр В.Мейерхольда. 277″ 540Ильинский-Игорь-Борисович1 Ильинский Игорь Борисович В руках прославленного мастера талант Ильинского наконец получил необходимое техническое оформление.

Ярко условный стиль его игры чрезвычайно точно согласовался с принципами творчества самого Мейерхольда. Поэтому Ильинский вскоре стал основным актером этого театра. Критики отмечают, что уже в те годы был четко виден неповторимый почерк Ильинского.

Даже яркая эксцентрика в исполнении актера казалась настолько естественной, что он легко входил в ансамбль с партнером любой школы и диапазона. Во второй половине двадцатых годов Ильинский начинает сниматься в кино, где ему также достаются яркие комедийные образы.

Он играет в комедиях Б.Барнета, А. Дмитриева. И всюду его персонажи отличаются невероятной пластикой и поистине цирковой эксцентричностью. Только Я.Протазанов, снявший Ильинского в трех картинах — «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926) и «Праздник святого Йоргена» (1930), — меняет представление об актере и дает ему возможность сыграть не комический образ, а социальный тип. С небольшими изменениями герой Ильинского переходит из картины в картину, обогащаясь в соответствии с ростом мастерства актера.

Талант Ильинского наконец раскрывается с неожиданной стороны. Он уже не только и не столько смешит зрителя, сколько заставляет его сочувствовать своему герою.

Любопытно, что именно в эти годы Ильинский решительно уходит от комических образов и на театральной сцене. Последней комедийной ролью, которую он сыграл на сцене театра Мейерхольда, была роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина «СвадьбаКречинского».

После этого Ильинский уходит из театра Мейерхольда и становится актером Малого театра. Там он играет героев русской драматургической классики. Сам Ильинский позже писал, что именно русская классика помогла ему преодолеть определенный творческий кризис, когда актеру казалось, что он повторяется и не может создать совершенно новый, отличный от предыдущего образ.

Чрезвычайно плодотворный период в жизни артиста связан с его работой в кино вместе с известным режиссером Г. Александровым. В 1938 году Ильинский великолепно сыграл роль Бывалова в комедии «Волга-Волга».

Он сознательно лишил своего героя каких-либо комических черт, создав нарицательный образ бюрократа. Основное качество Бывалова — неумение делать что бы то ни было. Получив небольшой руководящий пост, на котором, казалось бы, вообще нечего делать, он умудряется и здесь проявить свою полную бестолковость, раздавая исключительно дурацкие указания.

Но убедительнее всего Ильинский передает ограниченность героя, его упоение собой. Для образа Бывалова Ильинский придумал не только особую манеру речи, но и выразительные внешние штрихи — маленькие прищуренные глазки, семенящую походку и беспомощное помахивание короткими ручками. Как позже писал сам актер, отправной точкой для него послужила грациозная и зажигательная героиня Любови Орловой, которая стала его партнершей.

Он решил создать резко контрастный образ, что ему блестяще удалось. Успех этого фильма определил развитие советской кинокомедии на несколько последующих десятилетий.

Но после него Ильинский практически перестал сниматься, на целых восемнадцать лет прекратил серьезную работу в кино. Причина заключалась не только в том, что актер был чрезвычайно требователен к самому себе, но и в изменившихся условиях времени. От комедии требовали не обличения, а бесконфликтности, которая была глубоко чужда самой природе жанра и сути таланта Ильинского.

Единственная его работа того времени — небольшая роль в комедии «Преступление и наказание» по сценарию М.Зощенко — не увидела экрана. В связи с известным постановлением 1946 года фильм был запрещен к показу. В это трудное время Ильинский напряженно работает в театре, записывается на радио, где добивается постановки «Бани» по пьесе В.Маяковского, в которой вновь играет бюрократа.

Кроме того, Ильинский много выступает на эстраде, проявив себя незаурядным чтецом. Правда, в пятидесятые годы Ильинского снова начинают много снимать, на этот раз в фильмах-спектаклях, поскольку Министерство культуры приняло решение запечатлеть на кинопленке основные постановки Малого и Художественного театров. Примечательно, что Ильинский для каждой из них (а речь идет о таких пьесах, как «Горе от ума» А.Грибоедова, «Ревизор» Н.Гоголя, «Волки и овцы» А.Островского) не допускал точного повторения того, что им уже было сделано на сцене.

Каждую роль, даже такую небольшую, как роль Загорецкого, Ильинский вновь шлифовал и отрабатывал, обогащая новыми штрихами. В середине пятидесятых годов Ильинский наконец получил возможность сняться в картине. Это была легкая комедия «Безумный день».

Однако созданный Ильинским образ отдыхающего Зайцева оказался всего лишь повторением того, что им было сделано двадцать лет назад. Только в сотрудничестве с Э.Рязановым талант Ильинского наконец получил возможность снова развернуться в полную силу. Он сыграл роль бюрократа Огурцова в картине «Карнавальная ночь», которая стала своеобразным символом уходящей эпохи.

После роли Огурцова Ильинский снялся и в следующей картине Рязанова «Гусарская баллада» . Там он сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова.

Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л.Толстым в романе «Война и мир». И тем не менее этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма. На сцене же Малого театра Ильинский перешел к образам глубоко трагических героев.

Он сыграл Фому Опискина в пьесе Ф.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», а также Акима в пьесе JI.Толстого «Власть тьмы». В конце шестидесятых годов Ильинский занялся и театральной режиссурой.

Первой его постановкой стала сценическая версия романа Г.Флобера «Госпожа Бовари». Заключительный период творчества Ильинского отмечен прежде всего образами JI.Толстого в пьесе «Возвращение на круги своя» И.Друцэ и Фирса в пьесе А.Чехова «Вишневый сад». Любители театра до сих пор помнят также игру Ильинского на сцене Малого театра в комедии Н.Гоголя «Ревизор», где артисту в разные годы довелось играть и Хлестакова, и Городничего.

276″ 550Ильинский-Игорь-Борисович Ильинский Игорь Борисович До конца дней актер не утратил особой тяги к жизни. Его любимым увлечением было катание на коньках.

Консалт-бюро Талисман это единая база ЕГРЮЛ в онлайн режиме. На сайте сервиса по адресу egrul-base.ru, подобрав подходящий тариф, можно запрашивать выписки по интересующим Вас компаниям. Теперь проверка контрагентов стала намного проще и быстрее.