Ингеборга Дапкунайте – Великие имена Skip to content

Ингеборга Дапкунайте

Ее называют уникальной актрисой, которая похожа на героинь начала века, поскольку Ингеборга соединяет в себе устремленность к высокому покою и огненную страстность натуры, скрепляя такие, казалось бы, противоположные качества прекрасным талантом. Инга, как она себя называет, не новичок в российском кино, однако широкому кругу зрителей ее имя стало известно после знаменитого фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», который был удостоен высшей премии американской Академии киноискусства «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм». Она сыграла в паре с Михалковым, снявшись в роли его жены, и составила с ним великолепный и равноценный Дуэт. А свою первую роль Инга сыграла, когда ей было всего четыре года.

Это была роль Сузуки, сына мадам Баттерфляй в опере «Чио-чио-сан». Все произошло благодаря бабушке Инги, которая работала в Вильнюсском оперном театре. Так что девочка с раннего детства приобщилась к искусству.

Она часто бывала в театре, чувствовала себя там как дома и по многу раз смотрела все спектакли. Ингеборга училась в английской спецшколе и занималась в драмкружке при Молодежном театре, которым руководил известный литовский режиссер Эймундас Някрошюс. Так уже с детства она связала свою жизнь с театром и после школы поступила на актерский факультет Вильнюсской консерватории.

204″ 550Ингеборга-Дапкунайте2 Ингеборга Дапкунайте Окончив консерваторию, Дапкунайте пришла работать в театр Някрошюса и оказалась в самом центре театральной жизни, поскольку этот театр был и остается ведущим коллективом Литвы. Он часто приезжал на гастроли в Россию, играл на московских сценах, потрясая театралов всегда неожиданным решением классики.

Авангардные постановки Някрошюса (а он ставил такие известные пьесы, как «Дядя Ваня» А.Чехова или «Нос» Н.Гоголя) неизменно привлекали внимание зрителей и вызывали бурные дискуссии. В составе труппы в Москву приезжала и Дапкунайте.

У нее здесь было много друзей, в Москве жили и работали родители Инги, литовские дипломаты. Дапкунайте играла в основном составе, начала репетировать роль Кармен в новом спектакле. И тут ее судьба неожиданно переменилась.

Дап-кунайте получила приглашение в Чикаго на главную роль в спектакле, где ее партнером был один из самых знаменитых американских актеров Джон Малкович. Дапкунайте не сразу решилась принять это заманчивое приглашение.

Было очень жалко расставаться с родным театром, где ее творческая судьба складывалась вполне благополучно. В то же время прельщала возможность поработать в другом известном театре, да еще в паре с таким выдающимся актером. Сомнения Ингеборги разрешил Някрошюс.

Он буквально настоял на поездке, отложив свой спектакль «Кармен» до возвращения актрисы. Однако Дапкунайте больше в театр Някрошю-са не вернулась. В Чикаго она встретилась со своим будущим мужем — английским режиссером Саймоном Стоуксом, который и осуществлял постановку спектакля с Малковичем и Дапкунайте.

По окончании театрального сезона он увез ее в Лондон. Какое-то время жизнь актрисы проходила между Лондоном, Вильнюсом и Москвой.

Инга и до сих пор часто приезжает в Вильнюс, где живет ее 92-летняя бабушка, которая, впрочем, и сама регулярно навещает внучку в Англии. А с Москвой Дапкунайте связывают дружеские и профессиональные дела.

Как раз в это время Дапкунайте стала много сниматься в русских фильмах, причем все они стали знаменитыми. В фильме режиссера П.Тодоровского «Интердевочка» она сыграла роль жесткой и практичной проститутки, коллеги по ремеслу главной героини в исполнении Елены Яковлевой.

В трех следующих фильмах Дапкунайте исполнила главные роли. В «Подмосковных вечерах» режиссера В.Тодоровского актриса сыграла современную «леди Макбет Мценского уезда», которая из-за своей губительной страсти хладнокровно совершила убийство. В этом фильме Ин-геборга играла в паре с Владимиром Меньшовым, которого впоследствии объявили секс-символом российского кино.

Вместе они составили очень интересный дуэт, в котором внешнюю простоту и натуральность Меньшова оттеняла жесткая, холодноватая манера Дапкунайте. Потом был знаменитый фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», где Ингеборга выступила в роли аристократичной, окруженной пережившими свой век тетушками и дядюшками жены прославленного и мужественного комбрига в исполнении Михалкова. Ее героиня, внешне сдержанная и насмешливая, переживает настоящую трагедию, осознав, что она предала свою юношескую мечту.

Полутона, игривость составляют только внешний рисунок ее роли. Ингеборга играет страстную натуру, которая как будто только для того и рождена, чтобы губить мужчин, и делает это, сама того не подозревая. Некая загадочность и недосказанность в поведении героини Дапкунайте в какой-то мере соответствуют собственному характеру актрисы.

Главную роль Дапкунайте сыграла и в фильме режиссера Д.Месхиева «Циники». Ее героиня Ольга обладает сильным и независимым характером, какой свойствен всем персонажам Дапкунайте.

Недаром Някрошюс когда-то предложил ей роль Кармен. Образ Ольги тоже в какой-то степени вобрал в себя черты характера самой актрисы: ее стремление к независимости, современную раскованность и непредсказуемость, а также внешний стиль поведения — открытый, контактный и в то же время слегка вызывающий, провоцирующий.

203″ 550Ингеборга-Дапкунайте Ингеборга Дапкунайте Последние годы Дапкунайте больше проводит в Лондоне, где у нее появился свой дом, в котором наряду с английскими традициями домашнего очага поддерживаются и литовские. Ингеборга свято хранит бабушкины рецепты приготовления литовских национальных блюд, таких, как, например, селедка с овощами — традиционное литовское блюдо под Рождество, и квашения капусты. Англичане не знают, что это такое, и Ингеборга готовит квашеную капусту сама, причем всегда не меньше ведра, а в качестве гнета использует свои призы-статуэтки, полученные на разных фестивалях.

Это не значит, что актриса не ценит награды, просто все в жизни должно приносить реальную пользу. Ингеборга разыскала также тот единственный в Лондоне израильский магазинчик, где продаются соленые огурцы, что избавило ее от необходимости засаливать их дома. С другой стороны, привычным и естественным атрибутом ее жизни стало традиционное английское чаепитие «файв-о-клок» и другие английские правила.

В их доме часто собираются коллеги ее мужа — драматурги, продюсеры, театральные агенты. Ингеборга радуется тому обстоятельству, что англичане так же любят собираться вместе и засиживаться за полночь, правда, только договариваются о встречах заранее. В Лондоне Ингеборга не ограничивается только ролью жены своего мужа.

Обладая идеальным лицом модели — фотогеничным, открытым, изменчивым, она позирует для рекламных съемок в английских журналах. Не так давно она снялась в фильме Брайана де Пальмы «Невыполнимая миссия» с Томом Крузом.

Дапкунайте сыграла в нем эпизодическую роль, хотя эта работа с высокопрофессиональными актерами не прошла для нее бесследно. К тому же съемки сдружили ее с Крузом и его женой Николь Кидман, которые решили на какое-то время, а может быть, и навсегда обосноваться в Англии. Устраивая свою зарубежную карьеру, Дапкунайте тем не менее считает себя русской актрисой, поскольку весь ее кинематографический опыт был связан с российским кино, и она надеется продолжать работу с российскими режиссерами.

Наши зрители могли вновь увидеть Дапкунайте на церемонии вручения «Ники» в 1996 году, которую она вела вместе с Юлием Гусманом, добавив в свой стильный литовский акцент еще и шарм лондонского. В настоящее время Дапкунайте снова предложили роль в фильме, съемки которого проходят в Аргентине. Кроме того, в Лондоне она преподает в театральной школе, поддерживает хорошую физическую форму занятиями в гимнастическом зале, обдумывает новые проекты.

И постоянно ждет приглашения от российских режиссеров, своих друзей — Валерия Тодоровского и Дениса Евстигнеева, других, кому может понадобиться талантливая актриса на роль героини с сильным и в то же время непредсказуемым характером.