Крючкова Светлана Николаевна – Великие имена Skip to content

Крючкова Светлана Николаевна

Актерская судьба Светланы Крючковой похожа на сбывшийся сон, хотя она долго шла к осуществлению своей мечты. Ведь несмотря на то, что в родном Кишиневе ее в детстве и считали артисткой, нужно было еще доказать свое право называться ею. Как и многие другие искатели счастья, после окончания средней школы Светлана приехала в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Она приняла участие в конкурсе в Школу-студию МХАТ, дошла до третьего тура и не поступила.

Устроилась работать на ЗИЛ, в следующем году подобная же история повторилась в училище имени Б. Щукина, и лишь на третий год Светлане улыбнулось счастье: она поступила в Школу-студию имени В. Немировича-Данченко при МХАТ. Первой ее работой в театре стала роль в комедии «Фантазии Фарятьева». До поступления в Школу-студию Крючкова работала оператором вычислительного центра, слесарем-сборщиком, старшим препаратором.

Поэтому первое время в анкетах она писала, что происхождение ее — из служащих (родители ее работали в МВД, отец был следователем, а мать — работником отдела кадров), а профессия — рабочий. Первая роль — Нелли Ледневой в фильме «Большая перемена» — стала не просто ее первой большой работой в кино, но и той самой главной ролью, которая определила ее дальнейшую судьбу как актрисы. К окончанию съемок она заканчивает Школу-студию и получает предложения играть сразу от пяти московских театров.

Крючкова выбрала МХАТ и проработала в этом театре два года. Как вспоминает актриса, она «очень много репетировала, очень мало сыграла», но никогда не соглашалась играть в плохих пьесах и не работала с плохими режиссерами. Свою первую роль во МХАТе она сыграла в пьесе М.Булгакова «Последние дни», где ее партнерами были знаменитые А.Кторов и В.Станицын.

Однако дальнейшая творческая судьба актрисы связана уже с другим театром. В жизни Крючковой произошла романтическая история. Она влюбилась в кинооператора Юрия Векслера, который снимал картину «Старший сын», и уехала с ним в Ленинград.

Там она родила своего первенца и стала играть в одном из ведущих театров страны — Большом Ленинградском драматическом, который возглавлял известный режиссер Г.Товстоногов. В этом прекрасном театре Светлана Крючкова прошла великолепную школу, которая позволила ей с блеском играть самые разные роли в классических постановках.

450″ 4522014/01/Светлана-Николаевна-Крючкова1 Светлана Николаевна Крючкова Крючкову называют женщиной-вулканом. Она действительно производит такое впечатление своей творческой неуемностью, поскольку готова играть любые роли — и современные, и классические. На одном полюсе у Крючковой стоит, например, образ современницы — Наташи Макаровой из телевизионного фильма «Старший сын», который вышел на экраны в 1975 году, а на другом — Екатерина II, ее Крючкова сыграла в 1990 году в фильме «Царская охота».

Причем все роли Крючковой достаточно разнообразны и по диапазону: она одинаково талантливо играет и в комедиях, и в драмах. Надо сказать, что режиссеры даже в классических фильмах охотно используют характерную внешность актрисы.

Часто она производит впечатление некрасивой, несмышленой и незадачливой девушки, которую хочется пожалеть. Такой, например, актриса предстала в роли Агафьи Тихоновны в фильме 1978 года «Женитьба».

В то же время Крючкова способна сыграть сложный драматический характер. Ведь именно такой оказалась в ее исполнении Эльза Бэрримор в знаменитых «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Не менее интересна Крючкова и в эпизодах. Она настолько органично вливается в общую стилистику картины, что порой кажется совсем незаметной, и тем не менее ее присутствие кажется незаменимым. Достаточно вспомнить таких героинь Крючковой, как мадемуазель Куку в фильме 1978 года «Безымянная звезда», новобрачная в картине «Объяснение в любви», снятой в том же году, или Люба Сомова в фильме «Жизнь Клима Самгина», который вышел на экраны в 1986 году.

Но есть роли, как бы специально созданные для Крючковой. В них она действительно проявляет свою неуемную энергию. Так, ей повезло с Никитой Михалковым.

Поставленный им в 1981 году фильм «Родня» держится на монологе двух актрис разных поколений, но одного темперамента — Нонны Мордюковой и Светланы Крючковой. Второй ролью подобного же плана можно считать ее последнюю роль в театре. Она играет мамашу Кураж в одноименной пьесе Б.Брехта, где также принимают участие два ее сына.

Семейная жизнь с Векслером у Крючковой не заладилась, и они расстались. Потом у нее был второй брак, который тоже распался, но родился еще один сын. Неудачи в личной жизни заставили Крючкову разочароваться в мужчинах. Она теперь полагается только на саму себя и говорит, что все в мире держится на женских плечах.

«Они (мужчины) могут только играть в игры: политика, деньги, а жизнь на самом деле, настоящую, не в состоянии выносить… в упряжке есть пристяжные и коренной, — говорит Крючкова.

— И женщина сегодня — коренник, вот в чем дело». Однако разочарование не мешает Крючковой оставаться романтиком. В третий раз она вышла замуж за бармена, который моложе актрисы на двенадцать лет. И, несмотря на то, что Крючкова продолжает нести на себе весь груз семейных забот, она ценит своего мужа за его любовь и поддержку.

Свою жизнь Крючкова воспринимает как данность. Она живет в небольшой квартирке в центре Санкт-Петербурга, на Фонтанке, и растит двух сыновей.

Старший пишет музыку и тексты на английском, мечтает быть режиссером, младший пока ходит в детский сад. Они такие же эмоциональные и легко возбудимые, как и их мама. Младший уже заражен театром, может проводить здесь весь день с утра до вечера. «Если мои дета захотят стать актерами, я мешать им не буду», — говорит актриса.

449″ 7282014/01/Светлана-Николаевна-Крючкова Светлана Николаевна Крючкова Своих детей она воспитывала оригинально — постоянно читала им классические стихи и пела на ночь песни. Так что в фильме «Большая перемена» поет действительно сама Крючкова, а не дублерша.

В творчестве Крючкова называет себя «человеком ведомым». Вероятно, поэтому ей было так легко работать с такими режиссерами, как, например, М.Козаков или Никита Михалков, которые являются на сценической площадке своеобразными диктаторами.

Однако в жизни все происходит наоборот. Здесь она «коренник» и должна думать о хлебе насущном, чтобы выжить самой и прокормить семью, на что театральной зарплаты явно не хватает.

Чтобы заработать, Крючкова не отказывается сниматься даже в рекламных клипах. Всего же Светлана Крючкова снялась более чем в 50 фильмах и сыграла множество самых разных ролей в театре. К известности Крючкова относится спокойно.

Но не отрицает, что иногда ею пользуется. Ведь какое-то время многие считали актрису дочерью Николая Афанасьевича Крючкова.

И тем не менее Светлана Николаевна Крючкова не только оправдала свое громкое имя, но и всего, что имеет в жизни, добилась сама. И главное, чего ей удалось достичь, — она стала настоящей актрисой. Пожалуй, вот это ощущение себя актрисой и является основным в мировосприятии этой женщины, которая каждый день просто занимается своим любимым делом.

Она может посетовать на судьбу, но тут же добавляет: «Болезни, смерть и угрызения совести — вот три несчастья. Все остальное — счастье…

живу, и это счастье. Счастье, что выхожу на сцену. Я не ум^ю жить наполовину.

Работать наполовину. Любить наполовину».