Лихачев Дмитрий Сергеевич

В другое время Лихачев, возможно, так и остался бы кабинетным ученым, имя которого известно лишь узкому кругу специалистов. Но судьба ученого-филолога, живущего в XX веке, оказалась совершенно иной.

Если спросить жителя Российской Федерации, кто такой Лихачев, в большинстве случаев его назовут защитником русской культуры. И это не случайно, поскольку в последние годы большинство его выступлений как раз связаны с данной темой. Он и сам является своеобразным символом русской интеллигенции XX века.

Лихачев родился в Петербурге, где его отец работал инженером-электриком. В 1915 году будущий ученый поступил в гимназию, которую закончил уже после революции, в 1923 году. В том же году он начал учиться в Ленинградском университете, причем сразу же на двух отделениях — славянорусском и романо-германском. Его преподавателями были такие крупные филологи, как будущий академик В.Жирмунский и крупнейший исследователь творчества Н.Некрасова В.Ев-геньев-Максимов.

Лихачев Дмитрий Сергеевич

Лихачев Дмитрий Сергеевич

Однако судьбу Лихачева как ученого определила работа в семинаре профессора Д.Абрамовича, где он занимался историей литературы Древней Руси. Поэтому, заканчивая университет, Лихачев написал сразу две дипломные работы: одну (официальную) по творчеству В.Шекспира, а вторую по литературе XVI века.

После окончания университета Лихачеву не сразу удалось заняться научной работой. Только через десять лет он стал сотрудником Института русской литературы (Пушкинского дома), пройдя в нем путь от младшего научного сотрудника до заведующего отделом.

Первые шаги ученый сделал в должности ученого корректора издательства Академии наук. Д.Лихачев готовил к печати издание труда академика А.Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Можно смело утверждать, что подобная работа оказалась настоящей удачей, поскольку Лихачев впервые совершил своеобразный научный подвиг, представив широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России XII века.

Работа над книгой Шахматова определила тему кандидатской диссертации Лихачева «Новгородские летописи XII века», которую он успешно защитил в 1941 году. Те же самые проблемы легли в основу и докторской диссертации ученого, посвященной литературным формам русского летописания. Завершением этой работы стала подготовка первого в истории русской науки перевода «Повести временных лет» на современный русский язык. Лихачев дал в руки исследователей бесценный источник по истории и культуре Руси — ведь раньше летопись была доступна лишь специалистам, владеющим старославянским языком. Это издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», стало материалом для нескольких десятков исследований специалистов самых разных специальностей — историков, лингвистов, искусствоведов, филологов.

Исследование русского летописания показало Лихачеву, что древнерусскую литературу необходимо изучать в контексте всей истории русской культуры, поскольку ее особенности повторяются и на иконах, и в приемах оформления архитектурных памятников, и в прикладном искусстве.

Через несколько десятилетий подобный подход будет блестяще реализован в его книгах «Человек в литературе Древней Руси» и «Поэтика древнерусской литературы».

В начале пятидесятых годов в сферу научных интересов Лихачева вошла работа над «Словом о полку Игореве». Первым итогом стало издание книги в серии «Литературные памятники», а своеобразным завершением — фундаментальная энциклопедия в пяти томах, в которой как бы подводились итоги изучения «Слова» в XX веке.

Лихачев впервые сделал литературу составной частью нефилологических исследований. Так, участвуя в фундаментальном труде «История культуры Древней Руси», он показал, что книга была составной частью повседневной жизни древнерусского человека. К ней обращались как к источнику знаний, книга становилась руководством в практической деятельности и даже объектом поклонения, средством общения между народами. Книгу дарили как символ расположения, давали в приданое, меняли на оружие и коней.

С этим исследованием связано и обращение Лихачева к древнейшему русскому фольклору домонгольского периода. Опираясь на содержащиеся в различных памятниках фрагменты фольклорных текстов, он смог реконструировать устное народное творчество давно минувшей эпохи.

Впервые в русской науке Лихачев показал, что фольклор существовал на Руси всегда, поэтому фольклорные приемы широко использовались не только тогда, когда происходило становление литературы. Процесс взаимодействия фольклора и литературы был необходим для обновления поэтических приемов и создания новых форм.

Важной сферой научных интересов Лихачева всегда была текстология, приемы работы ученых с литературными памятниками. В фундаментальном труде «Текстология», ставшем итогом многолетней работы, Лихачев показал, что текстологию можно считать самостоятельной научной дисциплиной, которой необходимо обучать студентов. И тогда перед ними раскроется все богатство замысла писателя, движение его творческой мысли.

В

Лихачев Дмитрий Сергеевич

Лихачев Дмитрий Сергеевич

ыдающиеся научные достижения ученого были увенчаны его избранием в 1970 году действительным членом Академии наук СССР, он также является почетным доктором Оксфордского, Эдинбургского и многих других зарубежных университетов и академий.

Обычно жизнь Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле его можно считать человеком XX века, который на собственной судьбе испытал все его катаклизмы и трагедии.

В 1938 году, как и многих других представителей интеллигенции, Лихачева арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Потом он, правда, был освобожден по состоянию здоровья. Но испытать ему довелось многое. Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром и прекрасном», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима.

Возможно, тяжелые испытания, которые довелось вынести ученому, и стали причиной того, что он начал заниматься общественной деятельностью. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры и некоторое время являлся его председателем.

Лихачев известен и как пропагандист русской истории. Он участвовал в создании целого ряда документальных фильмов, где непосредственно обращался к потомкам с призывами сохранять культурное наследие. Именно поэтому он пишет не только о литературе, но и о культуре вообще. Ему принадлежит уникальный труд «Поэзия садов», в котором он воссоздает историю развития садово-паркового искусства XVIII века.

Лихачеву довелось многое пережить и в личной жизни. Трагически погибла его дочь, видный искусствовед. Он всю жизнь боролся как с болезнью, так и с людским непониманием. Однако свойственная Лихачеву как человеку и ученому высокая энергия духа помогла ему выстоять и не потерять интерес к жизни. Он и сегодня в свои девяносто с лишним лет продолжает поддерживать своим авторитетом многие проекты нашего времени, активно выступает со статьями о современной литературе, отличаясь особой привязанностью к творчеству Б.Пастернака.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *