Протопоп Аввакум Петров – Великие имена Skip to content

Протопоп Аввакум Петров

Протопоп Аввакум родился в селе Григорове Нижегородской губернии в семье священника Петра, который служил в маленькой деревенской церкви Бориса и Глеба. На ее месте теперь стоит каменная Казанская церковь, выстроенная в 1700 году. Отец Аввакума по образу жизни ничем не отличался от своих прихожан.

Как и все крестьяне, он пахал землю, напивался по праздникам, буйствовал, дрался. Нередко ему и самому попадало от мужиков. Зато мать Аввакума, Мария, была женщиной кроткого нрава и благочестивой.

Она ревностно соблюдала все посты и обряды, за что ее называли «постницей и молитвенницей». 15″ 225АВВАКУМ-ПЕТРОВ5 АВВАКУМ ПЕТРОВ Родители назвали своего первенца в честь ветхозаветного пророка Аввакума.

Мария научила своего сына грамоте, и мальчик уже к десяти годам знал наизусть Евангелие. Мать часто говорила Аввакуму, что за любые прегрешения Бог насылает на человека страшные кары, поэтому мальчик уже с раннего детства знал, что такое «страх Божий», и вместе с матерью истово молился, чтобы заслужить прощение за свои детские шалости. Аввакум полностью находился под влиянием матери, хотя в его характере не было ее кротости и смирения.

С раннего детства у мальчика было развито острое чувство справедливости, он не боялся говорить правду и отстаивать свои убеждения. Отец Петр умер, когда Аввакуму исполнилось всего двенадцать лет, и мальчику пришлось помогать матери воспитывать своих многочисленных младших братьев и сестер.

Он занимался крестьянским трудом, чтобы прокормить семью, а в свободное время ходил в расположенный неподалеку Макарьев монастырь, где читал книги и наблюдал монашескую жизнь. В старости мать Аввакума решила уйти в монастырь и перед этим настояла, чтобы ее семнадцатилетний сын женился на дочери кузнеца, Анастасии Марковне, которой в ту пору было всего четырнадцать лет. 14″ align=”alignright” 223АВВАКУМ-ПЕТРОВ3 АВВАКУМ ПЕТРОВ Аввакум с женой поселился в нижегородском селе Лопатищи, где был рукоположен в дьяконы, а затем и в священники. Но Аввакум не был похож на обычного сельского попа.

Он пытался научить своих прихожан жить по-божески, причем не ограничивался только церковными службами, а навещал людей в их домах, выезжал в соседние села и везде проповедовал трезвый, благочестивый образ жизни. Не оставлял он в покое высшее духовенство и местное начальство, порицая их за неправедные поступки.

Такая непримиримость Аввакума мало кому нравилась. Сельчане относились к его проповедям равнодушно, а власть имущих он приводил в ярость своей нетерпимостью.

Все это закончилось тем, что летом 1647 года у него отняли все имущество, а его самого вместе с женой и только что родившимся сыном Иваном изгнали из села. Изгнанники отправились искать справедливости в Москву.

Там Аввакума поддержали приближенные к царю протопопы Степан Вонифатьев, тоже родом из Нижегородской губернии, и Иван Неронов. Но конфликт между Аввакумом и местным начальством зашел настолько далеко, что его не могли разрешить даже такие высокие духовные лица.

19″ 227АВВАКУМ-ПЕТРОВ4 АВВАКУМ ПЕТРОВ Аввакуму пришлось навсегда покинуть село, и он переехал в Москву. Здесь он вошел в «Кружок ревнителей благочестия» и познакомился с царем Алексеем Михайловичем.

Вскоре царь поставил Аввакума протопопом на родину Ермака, в городок Юрьевец, расположенный у слияния реки Унжи с Волгой. Аввакум очень гордился своим новым назначением, так как протопоп — это высший сан для «белого» попа.

Достаточно сказать, что и царский духовник тоже был протопопом. Но искреннее благочестие и неистребимая жажда справедливости Аввакума и здесь оказались не ко двору.

Поэтому ему пришлось снова вернуться в Москву, где он и остался, несмотря на недовольство царя, который никак не мог понять, почему Аввакум не может ужиться со своей паствой. Ему было невдомек, что такая сильная личность, как протопоп Аввакум, никогда не пойдет на компромиссы и будет требовать от людей благочестия не на словах, а на деле.

Судьба сложилась так, что патриархом России был избран земляк Аввакума Никита Минин, принявший духовное имя Никон. Вначале Аввакум, как и другие члены «Кружка ревнителей благочестия», поддержал избрание Никона на патриарший престол. Но скоро они стали врагами.

Началось все с того, что Никон решил реформировать русскую православную церковь и все церковные обряды устроить по греческому образцу. Он также потребовал пересмотреть старые богослужебные тексты — служебники, уставы, псалтыри, евангелия, другие книги — и внести в них изменения, если они в чем-то расходились с греческими текстами. Аввакум, другие ревнители благочестия, в том числе Иван Неронов, муромский протопоп Логгин, Даниил Костромской, резко выступили против нововведений.

За это все они были лишены духовного сана и сосланы. Аввакума пока лишили места в Казанском соборе на Красной площади, где он служил вместе с Иваном Нероновым, и перевели в церковь Аверкия в Замоскворечье. Там Аввакум продолжал вести службу по традиционному обряду и призывал своих прихожан не подчиняться новым правилам.

После этого Аввакуму вообще запретили совершать богослужения. Тогда он собрал своих приверженцев и стал проводить богослужения на сеновале в конюшне дома Неронова. Это было нарушением всех церковных правил, и действия непокорного протопопа были расценены как вызов властям, хотя сам священник говорил своим прихожанам: «Бывают времена, когда и конюшня иной церкви лучше».

Но власти считали по-другому. В 1653 году Аввакума арестовали и посадили на цепь в подземелье Спасо-Андроникова монастыря, где ему не давали ни пищи, ни воды. Аввакум провел в заключении несколько месяцев, и к нему приходили священники, монахи, уговаривая смириться.

Получая решительный отказ, его били, плевали в глаза, таскали за волосы, но все было бесполезно. Аввакум так никому и не покорился.

После многочисленных попыток усмирить строптивого протопопа его, так же на цепи, привели в Успенский собор и там, в присутствии царя и патриарха, приговорили к ссылке вместе с семьей в Сибирь. После прибытия в Тобольск мятежный протопоп был назначен священником Вознесенской церкви. Однако он и здесь, проповедуя строгую нравственность, скоро нажил себе врагов среди местной власти и прихожан.

В результате Аввакум был сослан в якутский острог, а оттуда в Забайкалье. С отрядом воеводы Пашкова Аввакум был отправлен в Нерчинский острог. Путь туда оказался очень тяжелым, и в дороге у Аввакума умерло двое маленьких сыновей.

Летом 1662 года Аввакум получил разрешение вернуться в Москву, но на обратном пути он постоянно выступал против «Никоновой ереси», обретая все новых и новых сторонников. Примерно в мае 1664 года, пробыв в сибирской ссылке 10 лет и восемь месяцев, Аввакум вновь оказался в Москве.

К тому времени разногласия, уже давно появившиеся между царем и патриархом Никоном, достигли своего предела. Никон отказался от патриаршества и удалился в Воскресенский монастырь. Очевидно, тогда царь и вспомнил о противнике Никона, протопопе Аввакуме, и велел вернуть его в Москву.

На этот раз его встретили как мученика, пострадавшего за свои убеждения. Он стал желанным гостем в домах московской знати и мог свободно проповедовать то, что считал нужным. Но жизнь в Москве уже во многом изменилась.

Наряду с приверженцами старых церковных порядков, появилось много людей, которые поддерживали новые правила. 17″ 330АВВАКУМ-ПЕТРОВ1-600×435 АВВАКУМ ПЕТРОВ Царь, бояре, церковные иерархи снова убеждали Аввакума смириться с необходимостью реформ.

Но Аввакум оставался непреклонным и продолжал выступать за восстановление дониконовских обрядов в церквях Москвы. Дело закончилось тем, что протопоп опять был сослан с семьей, на этот раз в заполярный городок Пустозерск. В 1666 году Аввакум на короткое время вернулся в Москву на церковный собор.

После бурного диспута с участниками собора, который утвердил новые церковные правила, Аввакум был лишен сана и предан проклятию, а 15 мая 1666 года его отправили в Николо-Угрешский монастырь под Москвой. Там состоялась его встреча с царем Алексеем Михайловичем, который вновь попытался примирить Аввакума с официальной церковью. Но Аввакум не уступил и был отправлен в строгое заключение в Пафнутьев-Боровский монастырь.

Там он провел более года и в июне 1667 года был доставлен в Москву для участия в диспуте с тремя патриархами — Макарием Антиохийским, Паисием Александрийским и новым русским патриархом Иоасафом Московским. «Прения» между ними ни к чему не привели, и 20 июля 1667 года Аввакум вместе с несколькими приверженцами старой веры был снова сослан в Пустозерск.

После трехлетнего заключения в келье Аввакума вместе с Епифанием и Лазарем посадили в земляной сруб. Находясь в заключении, Аввакум постоянно писал и рассылал послания своим приверженцам, челобитные и многочисленные письма к Алексею Михайловичу, а после его смерти — новому царю, Федору Алексеевичу. Во время заключения в Пустозерске Аввакум впервые начал заниматься активной литературной деятельностью.

Он написал несколько религиозных трактатов, а также знаменитое «Житие», где рассказал историю своей жизни — историю человека, который всю жизнь боролся за свои убеждения. Свою судьбу он связал с исторической жизнью России XVII века.

В этом произведении Аввакум нарушает традиционные приемы жанра жития и создает практически первую в истории русской литературы автобиографию. 17″ 330АВВАКУМ-ПЕТРОВ2 АВВАКУМ ПЕТРОВ Послания Аввакума раздражали царя и церковных иерархов.

Они считали, что, даже находясь в ссылке, мятежный протопоп наводит на Руси «соблазн и смуту». Поэтому церковный собор приговорил четверых самых строптивых пу-стозерских узников, в их числе и Аввакума, к сожжению, что и было исполнено при большом стечении народа.

В старые времена на Руси было много священников, которые по-разному понимали и исполняли свое духовное назначение. Имя протопопа Аввакума осталось в истории, потому что он был яркой личностью, последовательно отстаивавшей свои убеждения. По тем временам это было настоящим подвигом, потому что русская церковь категорически отрицала какую бы то ни было свободу мнений.

Жизнь и деятельность Аввакума показывают, что никакое давление не может заставить человека изменить своим убеждениям. Так в середине XVII века в русской церкви произошел раскол, а борьба протопопа Аввакума и его приверженцев за сохранение старой веры положила начало новому церковному движению — старообрядчеству.